Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Уважаемые родители! Обратите внимание на ваших детей!

Дата: 4 ноября 2021 в 12:11, Обновлено 4 ноября 2021 в 14:11
81 просмотр

Неспособность справиться с переживаниями, агрессией или стрессом, неумение выразить эмоции или найти решение проблемы заставляет некоторых людей причинять себе вред.

Согласно Международной классификации болезней, селфхарм – это не только физическое причинение боли, но и злоупотребление алкоголем, наркотиками и лекарствами. Самоповреждения часто встречаются среди подростков. Это связано с нестабильной психикой в период становления личности. По данным, опубликованным в медицинском журнале The Lancet, к селфхарму больше всего склонны девушки в возрасте от 16 до 24 лет.


Почему подростки начинают причинять себе вред и как помочь ребёнку в такой ситуации, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог Станислава Рется.

– Что можно считать самоповреждением?

– Селфхарм – это поведение, связанное с причинением человеком вреда самому себе без цели совершения самоубийства. Человек намеренно наносит себе порезы, ожоги, расцарапывает кожу, бьёт себя, кусает. Тяжесть самоповреждений и степень их последствий могут различаться.

Основные критерии самоповреждающего поведения:

– действие совершается намеренно, с целью причинить себе боль или физические повреждения;

– селфхарм не является суицидальной попыткой, но иногда он может быть «репетицией» или знаком для окружающих, что человек столкнулся с проблемой.

– Почему подростки начинают вредить себе? В чём основная причина?

– Селфхарм часто связывают с демонстративным поведением, привлечением к себе внимания, поэтому часто относятся к этой проблеме пренебрежительно. Многие считают, что, если человек просто требует внимания, это автоматически делает проблему незначимой, а его состояние – не требующим помощи. Но всё наоборот. Если ради внимания человек готов причинять себе боль, то это говорит о том, что он находится в критическом состоянии.

Подростковый период очень сложен. Ребёнок меняется во всех сферах: и физически, и психологически. Подросток – это человек, оказавшийся между двух миров. Ему некомфортно в детских ограничениях, он уже ощущает себя ближе ко взрослым, чем к детям. Но при этом ему ещё недоступны самостоятельность и независимость взрослого человека. Мир в этот период начинает казаться набором неразрешимых ситуаций. В это время гораздо более значимыми, чем раньше, становятся взаимоотношения со сверстниками. Подросток учится быть собой, отстраняется от родителей, осознаёт себя в новых социальных ролях.

И в это время что-то может пойти не так. Общение с коллективом может не складываться, дружба обернуться предательством, любовь оказаться невзаимной. И практически каждый опыт является для подростка первым в его жизни. Он ещё не знает, как это пережить. У взрослого человека уже есть отработанные способы (разной степени эффективности), как справляться с потерями, разочарованиями, горем, проблемами, конфликтами. Подросток только начинает их узнавать и осваивать. Среди этих способов может оказаться селфхарм.

– Иногда селфхарм становится зависимостью, почему так происходит?

– Привлекательность селфхарма заключается в том, что это отчасти физическое, «реальное» отражение внутренних страданий. Когда нам плохо, грустно, одиноко – внешне это может быть незаметно. А следы порезов или ожогов – это некий способ «официально подтвердить» душевную боль.

В обществе существует негласная установка: «настоящие» страдания – это те, которые можно фактически подтвердить. Сломанная нога – это травма внешняя, очевидная. Боль от неразделённой любви – это рана внутренняя, которую мы не можем физически предъявить. Поэтому душевная боль зачастую обесценивается, так как её реальность нечем доказать.

Для подростков селфхарм становится «валидатором» боли. В этом заключается его психологическая привлекательность. Он будто позволяет сказать: «Смотрите, мне действительно плохо». Здесь же срабатывают биологические механизмы. Когда нам физически больно, наш организм, чтобы снизить чувствительность, вырабатывает эндорфины – гормоны «счастья». Их побочный эффект – ощущение, что после боли нам эмоционально становится лучше и легче. Именно поэтому некоторые подростки, находящиеся во власти продолжительных страданий, «подсаживаются» на это кратковременное чувство облегчения. То есть самоповреждение становится зависимостью для человека в хронически депрессивном состоянии.

– Если родители заметили, что ребёнок занимается самоповреждением, как они должны правильно реагировать?

– Некоторые родители на самоповреждающее поведение ребёнка могут реагировать с пренебрежением. Это стратегия, которая помогает справиться с собственной тревогой, вернуть ощущение безопасности и убедить себя, что всё в порядке. Для родителей неблагополучное состояние ребёнка, как правило, бывает источником чувства вины. Поэтому проще убедить себя в том, что подросток капризничает и требует внимания.

Встречается мнение, что селфхарм – это способ манипуляции окружающими, чтобы получить желаемое. Поэтому не стоит относиться к нему серьёзно и беспокоиться. Родители начинают действовать в духе «Нельзя подкреплять нежелательное поведение» и «Если не реагировать на такое поведение, то подросток поймёт, что оно бесполезно и перестанет». Сама по себе идея верная. Однако проблема в том, что пренебрежение подростковым селфхармом или его игнорирование – это не отсутствие реакции. Это вполне определённая реакция. Подросток, нанося самоповреждения, проверяет, как к этому отнесутся окружающие, увидят ли они, что ему плохо и он нуждается в помощи. И если взрослые на это никак не реагируют, они могут ещё сильнее погрузить его в депрессивное состояние.

В первую очередь родителям стоит отнестись к происходящему серьёзно. Не нужно пугаться и сразу заставлять ребёнка обращаться к психологу. Необходимо аккуратно обратить внимание на раны и ссадины, рассказать о своих мыслях, чувствах, переживаниях по этому поводу. Спросить, чем взрослые могут помочь или предложить ту помощь, на которую они способны. Главное – показать подростку, что его чувства принимают и уважают, что рядом есть люди, готовые его поддержать в любой момент.

– Что нужно сделать родителям, чтобы помочь ребёнку остановиться?

– Сложно выработать пошаговый алгоритм, учитывая разнообразие причин самоповреждающего поведения.

Общие рекомендации такие:

– Признание родителями серьёзности, реальности переживаний подростка. Какими бы смешными, нелепыми и наивными они ни казались, для подростка это мучительная реальность. Если пренебречь, можно сделать только хуже.

– Проявление внимания, заботы, сочувствия и готовности быть рядом, помочь вне зависимости от обстоятельств. Задача родителей – дать подростку уверенность в том, что он не один, что его любят и о нём заботятся, несмотря ни на что.

– Не навязывать ту помощь, которую взрослые считают правильной. Лучше спросить у самого ребёнка, чем ему можно помочь. Предложить варианты, принять отказ и дать понять, что он имеет право в любой момент передумать.

– Не обвинять подростка в своих переживаниях. Родители имеют право испытывать любые чувства, столкнувшись с селфхармом. Это может быть страх, вина, отчаяние, злость. Это нормально, и обо всём взрослые могут сказать. Но важно, в какой форме они это сделают. Обвинение в духе: «Из-за твоих выходок я сама не своя!», «Довести меня хочешь», «Посмотри, до чего ты меня довёл» только усилит негативные переживания подростка. Высказывания о своих чувствах должны быть мягкими, искренними и содержащими в себе принятие состояния ребёнка.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.