Учебно-программная документация педагога дополнительного образования
Педагог дополнительного образования, являясь главным субъектом образовательного процесса, призван решать задачи развития дополнительного образования, а его профессионализм выступает гарантом качества образовательной деятельности.
Учебно-программная документация педагога это:
- программа объединения по интересам;
- план работы на учебный год, месяц;
- журнал планирования и учёта работы объединения по интересам;
- отчет о работе объединения за учебный год;
- договор (для тех, кто оказывает платные услуги);
- планы-конспекты итоговых и открытых занятий;
- заявления учащихся (законных представителей) о приеме в объединение;
- медицинские справки (в объединениях по интересам спортивно-техничексого, туристско-краеведческого, физкультурно-спортивного, военно-патриотического профилей, а также по направлению деятельности «хореография» – п.1, 2, 4 ст.234 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
Технология разработки программы объединения по интересам
Программа объединения по интересам является техническим нормативным правовым документом, определяющим цели, задачи, содержание и результат деятельности по КОНКРЕТНОМУ ПРОФИЛЮ.
Разработка программы – одно из важнейших условий и одно из средств осуществления образовательного процесса. Поэтому важно четко представлять себе, какие содержательные компоненты должна иметь программа.
Содержание программ должно соответствовать:
· достижениям мировой культуры, культурно-национальным особенностям регионов;
· профилям программ дополнительного образования детей и молодежи (техническому, спортивно-техническому, художественному, физкультурно-спортивному, туристско-краеведческому, эколого-биологическому, культурно-досуговому, военно-патриотическому, социально-педагогическому, социально-экономическому, естественно-математическому, общественно-гуманитарному и др.);
· современным образовательным технологиям, которые отражены: в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности обучающихся); средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Наиболее общие показатели качества программы:
· актуальность (ориентирована на решение наиболее значимых проблем для дополнительного образования детей и молодежи);
· прогностичность (отражает требования не сегодняшнего, а завтрашнего дня; способна соответствовать изменяющимся условиям и требованиям реализации программы);
· рационалистичность (определяет цели, способы их достижения и имеющиеся ресурсы для получения максимально полезного результата);
· реалистичность (должна быть просчитана в кадрах, во времени);
· чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных программой);
· целостность (полнота и согласованность необходимых для достижения целей действия);
· контролируемость (наличие способа проверки реально полученных результатов на их соответствие промежуточным конечным целям);
· сбалансированность по всем ресурсам (кадровым, финансовым, материально-техническим, научно-методическим).
Структура программы объединения по интересам
Пояснительная записка
Учебно-тематический план (1, 2, 3 и последующих годов обучения)
Содержание программы (по каждому году обучения)
Ожидаемые результаты
Формы итогов реализации программы
Формы и методы реализации программы
Литература и информационный ресурс