Открытое занятие
Открытое занятие в учреждении дополнительного образования детей может проводиться по инициативе педагога, администрации УДО или вышестоящих организаций, при проведении аттестации педагога, проверке учреждения, в целях изучения и распространения передового опыта - педагогической деятельности и т.п.
На открытое занятие могут быть приглашены педагоги данного учреждения, представители администрации, работники других учреждений, члены различных экспертных комиссий, а также родители, представители общественности и пр.
Необходимость проведения открытого занятия может быть обусловлена различными факторами, и соответственно само занятие будет иметь различные цели. Открытое занятие для коллег может способствовать анализу используемых педагогом нетрадиционных форм обучения, новых педагогических технологий.
Открытое занятие – не просто иллюстрация опыта педагога, а «неординарная» встреча с детьми, которая должна их заинтересовать, увлечь и “зажечь”. Это маленький спектакль, маленькое путешествие, объединенное одной темой, но с использованием различных форм. Очень важно, чтобы открытое занятие было профессиональным, проблемным, чтобы в результате взаимодействия и диалога педагога и ребенка в душе каждого остался праздник творчества.
Для того чтобы открытое занятие было ярким, интересным, обучающим, воспитывающим и развивающим, его нужно тщательно подготовить, заранее спланировать:
- Поставить комплексную цель (обучающую, воспитательную, развивающую);
- Отобрать содержание и способы работы в соответствии с поставленными целями и особенностями детского коллектива;
- Четко продумать методическое и техническое обеспечение, логику и преемственность этапов учебного занятия;
- Создать благоприятный климат на занятии;
- Пробудить активность каждого ребенка.
Главная задача педагога дополнительного образования – активизировать детей, добиться включения в работу всех, заинтересовать их.
Структура открытого занятия в соответствии с его логикой должна быть четкой, со строгим переходом от одной части к другой в соответствии с дидактической целью занятия и закономерностями процесса обучения.
В целом, занятие любого типа можно представить как последовательность следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового. Каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и конкретными задачами. Наиболее сложная работа на занятии – организация обратной связи, то есть обращение к воспитанникам, выяснение понимания ими учебного материала.
Какой бы ни была цель проведения открытого занятия, необходимо обязательно провести подробный комплексный анализ. Суть анализа - определение уровня работы педагога, содержания и форм его работы, совершенствование деятельности данного творческого объединения.
Знакомство с программой объединения необходимо для определения уровня подготовленности воспитанников на момент его проведения.
План проведения открытого занятия должен содержать следующие разделы:
- Тема открытого занятия.
- Время и место проведения занятия.
- Участники открытого занятия (возраст учащихся, год обучения).
- Цель и задачи проведения занятия.
- Содержание проводимого занятия.
- Необходимое оснащение занятия.
- Ожидаемый результат.
Как правило, определяется не более одной - двух целей занятия.Цель должна быть достаточно конкретной, достижима за одно занятие и соответствовать выбранной теме. Одной из традиционных ошибок педагогов при формулировании цели занятия становится их абстрактность или излишняя масштабность.
Задачи должны раскрывать цель, конкретизировать ее, определять содержание основных этапов занятия.
Ход занятия.
В этом разделе определяются основные этапы занятия, их последовательность от вводного до заключительного, время, выделяемое на каждый из этапов, содержание каждого этапа, формы работы педагога и учащихся.
План проведения занятия должен быть таким, чтобы при знакомстве с ним, можно было получить полное представление о предстоящем занятии, и чтобы он являлся необходимым подспорьем для самого педагога.
Во время проведения занятия педагогу необходимо проанализировать соответствие содержания данного занятия теме; последовательность действий; разнообразие и целесообразность используемых форм обучения; уровень заинтересованности учащихся в усвоении учебного материала, их подготовленность и активность; формы изучения и закрепления материала; меру контакта с учащимися, настрой их на продуктивную работу, поддержание необходимого уровня внимания и снятие напряжения (чаще всего возникающего в присутствии посторонних людей); осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению; завершенность занятия.
Знакомство с мнением специалистов, присутствовавших на занятии, дает возможность выявить актуальность и содержательность занятия, целесообразность и эффективность используемых технологий.
Сравнительный анализ плана и занятия дает возможность определить степень подготовленности данного занятия, умение планировать свою работу и использовать импровизацию.
Собеседование присутствующих с педагогом, а также беседы с учащимися и родителями помогут снять ряд возникших вопросов и замечаний, выявить причины недостатков, а также оценить уровень и адекватность самооценки.
Аналитическая справка должна включать в себя основные выводы о результатах занятия, как положительные, так и отрицательные, обоснование этих выводов, условия, способствовавшие достижению положительных результатов, причины выявленных недостатков и возможные варианты дальнейшего роста педагога.