Профориентация сегодня – это достаточной сложный процесс. Сегодня подросткам неинтересно отвечать на хорошо известные всем 100 вопросов психолога, с целью выявления их способностей, просто получить стандартный, заранее подготовленный буклет или просмотреть скучный видеоролик о профессии.
Такие формы работы сегодня как, профориентационное тестирование или пассивное изучение рынка труда – это больше теоретическая составляющая профориентационной деятельности любого учреждения. Эти формы профориентационной работы досконально изучены, широко применимы и … довольно скучны для современных подростков. Наибольший интерес у них сегодня вызывает проведение динамичных мероприятий: например таких как профессиональные пробы. На подобных мероприятиях они пробует себя в конкретной профессии, чтобы не просто получить информацию, а сформировать субъективное представление о ней.
Данная методическая разработка посвящена методике организации и проведения профориентационного мероприятия для учащихся 8-9 классов по профессиям.
Ключевые слова: профориентация, профессиональные пробы, профессии.
(Мероприятие проводится в форме игры и разработано на основе применения метода профессиональных проб)
Цель: создать условия для профессионального самоопределения учащихся, посредством знакомства с профессиями через игровую деятельность.
Задачи: расширить знания учащихся о мире профессий; сформировать умение «слушать и слышать», умение рассуждать: развивать коммуникативные и лидерские качества учащихся.
Условия проведения: в игре принимают участие 4 команды учащихся по 3 человека в каждой.
Продолжительность: 1,5 часа
Оборудование: кабинет с 5 столами и 16 стульями, 4 листа формата А2, 4 набора канцелярских принадлежностей (карандаши, фломастеры, ручки, цветная бумага, ножницы, клей и т.д.), резюме, письма заказчика.
Ход мероприятия
Организационный момент (10 мин)
Команды занимают места за 4 столами. 5 стол остается пустым до начала игры.
Ведущий 1:
В будущем каждый из вас мечтает кем-то стать: строителем, дизайнером, учителем, программистом, директором. А знаете ли вы что значить быть, например «дизайнером»?
Ведущий 2: Сейчас мы предлагаем вам заглянуть в будущее и на короткий период времени стать «специалистом» в определенной области. Какие профессии сегодня мы будем «примерять»? Скоро узнаем. Но перед этим каждую из 4 команд учащихся я попрошу выбрать 1 участника (заранее не объявляется зачем). Выбранных участников я прошу сеть за наш 5 стол.
Таким образом, получаются в итоге 5 команд: 4 команды по 2 человека и 1 команда учащихся, состоящая из 4 человек.
Основная часть (60 мин)
Ведущий 1: Каждая из только, что образованных 5 команд будет представлять определенную фирму или компанию. Самая большая команда, состоящая из 4 человек – это крупная компания, которая занимается строительством домов под ключ. Это компания учитывает все пожелания заказчика, даже самые невероятные. Учащиеся, входящие в нее – члены «Совета директоров» и специалисты «Отдела кадров». Предлагаю вам сейчас сами определить, кто из вас кем является (учащиеся самостоятельно в течение 1-2 минут принимают решение и после озвучивают его).
Ведущий 2: Остальные 4 команды – это маленькие частные фирмы, в которых работают такие специалисты как «Архитектор» и «Дизайнер». Сейчас вы также, в течение пары минут должны определиться с занимаемыми вами должностями (учащиеся самостоятельно в течение 1-2 минут принимают решение и после озвучивают его).
Ведущий 1: А теперь внимание.
В крупную компанию поступил заказ на строительство дома. На данный момент все «Архитекторы» и «Дизайнеры» компании заняты другими объектами. Решением «Совета директоров» было нанять специалистов извне. За право выполнить заказ претендуют 4 маленькие фирмы.
Ведущий 2: Чтобы выбрать фирму, решено провести тендер на лучшее архитектурное и дизайнерское решение по строительству дома. Я порошу члена «Совета директоров» озвучит заказ (см. приложение 1), а всех представителей фирм внимательно его заслушать (зачитывается заказ, если нужно можно прочесть его несколько раз).
Ведущий 1: Но перед тем как приступить к выполнению заказа попрошу наших «Архитекторов» и «Дизайнеров» заполнить резюме. На его заполнение вам дается 5 мин.
Ведущий раздает заранее заготовленный шаблон резюме, после их заполнения, после все резюме ведущий собирает и отдает «отделу кадров».
Ведущий 2: Я попрошу специалистов «Отдела кадров» компании внимательно изучить все резюме и выбрать 2 наиболее понравившиеся вам: 1 «Архитектора» и 1 «Дизайнера».
Ведущий 1: А наши «Дизайнеры» и «Архитекторы» могут приступать к выполнению заказа. Все необходимое у вас есть на столах. Напоминаю вам нужно разработать проект дома, его обстановку и при этом учесть все пожелания заказчика. Также вам необходимо придумать название вашего проекта. На это вам дается 20 минут. После каждая фирма будет защищать свой проект дома перед «Советом директоров».
«Архитекторы» и «Дизайнеры» приступают к выполнению задания.
Ведущий 2: Уважаемый «Совет директоров»: вашей основной задачей является выбрать лучший проект и дизайн дома. Если в ходе представления проектов у вас будут возникать вопросы по проектировке и дизайну дома, вы можете их задавать нашим «Архитекторам» и «Дизайнерам». Также вы можете вызвать на дискуссию спорные фирмы в полном составе или отдельных специалистов (например, попросить «Архитектора» одной фирмы объяснить, почему его проект дома более выигрышный, чем у другой фирмы).
После того как все команды готовы, каждая фирма представляет свой проект. Члены Совета директоров. После выступления всех команд члены Совета директоров обсуждают каждый проект и выносят свой вердикт.
Ведущий 1: По мнению «Совета директоров» лучшим проектом является ….(название проекта). А это значит, что лучшим «Архитектором» и «Дизайнером» являются специалисты фирмы, выполнивший этот проект.
Ведущий 2: Но это еще не конец. Я попрошу специалистов «Отдела кадров» нашей компании представить выбранных ими специалистов в ходе изучения резюме. Кто же у вас является лучшим «Архитектором» и «Дизайнером». И объясните, почему вы выбрали именно этих специалистов.
Далее в ходе рассуждения все участники игры делают выводы о том на сколько, «теория» совпала с «практикой». При любом исходе (полном, частичном или нулевом совпадении) делаются выводы.
Заключительная часть (10 мин)
После всех обсуждений определяется команда победитель, с лучшим проектом, а также лучший «Архитектор» и «Дизайнер» выбранные в ходе изучения резюме.
Завершается мероприятие рефлексией в фирме диалога: каждому участнику предлагается подвести итог всей игры: насколько она была полезна, что они узнали в ходе нее, каково им было в полученной им роли, что понравилось больше всего и т.д.
Приложение 1
Письмо заказчика
Здравствуйте!
Я мультимиллионер, Пабло Пикассо, хотел бы заказать у вас строительство своего уютного семейного гнездышка
Моя жена и 5 детей мечтают о солнечном, просторном, светлом доме. Главное наше увлечение: настольные игры, которых у нас собралась огромная коллекция. Играет в них вся семья.
Еще я коллекционирую антиквариат.
У каждого из наших детей есть свой питомец: а это 3 кошки и 2 маленькие собаки.
Мои дочки каждое утро подолгу проводят в ванной комнате.
А еще недавно старшему сыну мы подарили машину, и теперь у нас в семье имеется 3 транспортных средства.
Наши мальчики близнецы очень любят фильмы Марвелл. На их первый утренник в школе каждый из них заказал себе костюм любимого супер героя.
Возраст моих детей: 6 , 15, 18 и 10 лет.