Социализация молодежи в XXI веке протекает под влиянием разнонаправленных факторов: трансформации ценностно-нравственной системы, новой социальной дифференциации в обществе, изменения шкалы престижности той или иной профессии.
В такой атмосфере молодое поколение испытывает серьезные трудности при входе в самостоятельную жизнь. Одна из них – успешное, осознанное профессиональное самоопределение.
К сожалению, при выборе будущей профессии выпускники из малых райцентров очень часто не учитывают особенности региона, в котором проживают, слабо или вообще не осведомлены о востребованных профессиях и специальностях в их городах. За частую, родители и дети не имеют представления, где можно получить профессию по интересующим направлениям, а главное, куда потом устроится работать. В большинстве случаев они заранее планируют жить и работать в индустриально и экономически хорошо развитых центрах. Все это в совокупности негативно сказывается на развитии малых регионов нашей страны, которые испытывают острую нехватку в специалистах различных сфер.
С 2019/2020 учебного года в государственном учреждении образования ГУО «Петриковский районный центр творчества детей и молодежи реализовывается инновационный проект «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащимися по востребованным в регионе профессиям и специальностям».
Работая в рамках инновационной площадки, мы преследуем идею создания условий для профессионального самоопределения обучающихся посредством внедрения модели межсетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и молодежи с учреждениями общего среднего образования, учитывая при этом конкретные социально-экономические условия региона.
В процессе реализации модели использовались следующие принципы:
- ориентация на развитие личности обучающегося;
- учет возрастных особенностей и познавательных интересов;
- системность, последовательность, профессиональные пробы.
Основными направлениями инновационного проекта являются:
- личностно-ориентированное обучение;
- информационные технологии;
- исследовательская деятельность;
- здоровьесберегающие технологии;
- интеграционная деятельность.
На отчетный период перед участниками проекта стояли следующие задачи: создание условия для формирования межсетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и молодежи с учреждениями системы общего среднего образования посредством научно-обоснованной управленческой и организационно-методической деятельности; определение основных направлений и механизмов внедрения модели профессионального самоопределения обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодежи; организация методического сопровождения инновационной деятельности по вовлечению педагогов в процесс управления формированием профессионального самоопределения обучающихся на основе реализации предложенной модели.
Участники проекта характеризуются высоким инновационным потенциалом, имеют хорошую теоретическую и методическую подготовку, зарекомендовали себя, как творческие, неравнодушные к своему делу педагоги, владеющие широким диапазоном образовательных технологий, методов и форм обучения.
Интеллектуальное обеспечение определяет высококвалифицированный педагогический состав. Педагогический коллектив характеризуется высокой готовностью к инновационной деятельности. В реализации инновационного проекта задействованы 26% педагогического коллектива центра. Из них:
1 квалификационная категория- 1 человек;
2 квалификационная категория- 2 человека;
Высшая – 1 человек.
1. Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образовании
Управленческая команда была представлена директором центра Слободенюк Н.Л. (руководитель проекта), заведующим отделом Пасечник Ю.Н. (психолого-педагогическое сопровождение участников инновационного проекта), методистом Ромашевской И.Р. (методическое сопровождение проекта, реализация проекта), педагогом-организатором Пинчук Ж.Г. (реализация проекта).
Основными функциями данной команды являются организация, координирование действий участников проекта, планирование, мотивирование, определение подходов, принципов управленческой деятельности, контроль и анализ деятельности.
Система управления представляла собой слаженный механизм. Так, эффективность планирования подтверждалась качеством проводимых мероприятий, высокой рефлексивной оценкой педагогов и обучающихся.
Критериальная база оценки деятельности основывалась на следующих показателях:
Критерии |
Показатели |
Сформированность потребностей в области профессионального самоопределения обучающихся |
|
Наличие знаний о профессиях |
|
Наличие профессиональных ценностей |
|
Владение способами деятельности по профессиональному самоопределению |
|
Сформированность рефлексивной деятельности |
|
Эффективность критериев определённых в проекте характеризуется качеством выполнения вышеназванных показателей.
2. Создание эффективных условий для реализации инновационного проекта в соответствии с концептуальными положениями внедряемой инновации
Для реализации инновационного процесса в учреждении образования создана соответствующая материально-техническая база:
- ресурсно-методический кабинет, аудио, видеотехника, компьютеры;
- информационный банк педагогов дополнительного образования;
- методическая литература для педагогов, представленная соответствующими разделами.
Теоретико-методологическую базу проекта составили философско-социологические подходы к пониманию проблем ценностных предпочтений личности в подростковом возрасте как основы профессионального самоопределения (А.Г. Здравомыслов [5], И.С. Кон, В.Т. Лисовский) и методические основы профессионального и ценностного самоопределения обучающихся, предложенные С.Л. Батышевой, С.С. Гриншпуном, Е.А. Климовым.
Главным методом внедрения модели является применения метода профессиональных проб, в основе которых лежит «обучение через деятельность».
Методологические аспекты разработки модели формирования профессионального самоопределения обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодежи определены научным консультантом кандидатом педагогических наук Кошманом Михаилом Григорьевичем.
Технологическое обеспечение включает в себя планы работы творческой группы, планы реализации проекта, индивидуальные планы работы участников проекта.
Реализация психолого-педагогического сопровождения проекта включает несколько этапов, которые позволяют получить качественно и количественно достоверные данные, которые дают возможность судить о качестве реализации внедряемого проекта в ГУО «Петриковский районный центр творчества детей и молодежи».
Психолого-педагогическое сопровождение инновационного проекта осуществляет заведующий отделом центра Пасечник Ю.Н.. Раз в квартал проводится диагностика эмоционального состояния педагогов, во время которой используется модифицированный тест и предоставляется аналитическая справка по полученным результатам.
Первым этапом психолого-педагогического сопровождения инновационного проекта была информационно-просветительская беседа с педагогическим коллективом о формах работы в рамках инновационного проекта.
На этом же этапе было проведено психолого-педагогическое исследование по выявлению эмоционального состояние педагога на начальном этапе внедрения проекта.
Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности по реализации проекта осуществлялось также в виде психологического консультирования.
В учреждении дополнительного образования созданы благоприятные условия для развития и совершенствования методологической культуры педагогов через целевое повышение квалификации, курсовую переподготовку, участие в семинарах и конференциях различного уровня, а также через инициативность и творчество при проведении методических мероприятий.
В течение 2019/2020 учебного года методист, участник инновационного проекта успешно прошел аттестацию на присвоение второй квалификационной категории.
Участники инновационного проекта приняли участие в обучающем семинаре по теме «Организация инновационной деятельности в работе педагогов дополнительного образования. Нормативно-правовое обеспечение деятельности».
С целью повышения профессионального уровня педагогических работников работниками центра были подготовлены и проведены 2 педагогических совета: «Особенности организации образовательного процесса, обусловленные реализацией инновационного проекта в 2019/2020 учебном году» и «Особенности работы с учащимися по профессиональному самоопределению».
Постоянно проходило обновление информационно-методических материалов по профессиональному самоопределению обучающихся на сайте учреждения.
3. Выполнение плана реализации инновационного проекта
План реализации инновационного проекта был представлен в августе 2019 года на педагогическом совете, там же утверждён состав участников инновационного проекта.
Реализация плана мероприятий на данном этапе предусматривала расширение системы педагогического взаимодействия в рамках методической сети.
В соответствии с планом, проводились следующие мероприятия: информационные часы в объединениях по интересам по проффессиональному самоопределению обучающихся («Мир моих интересов», «Профессии наших родителей», «Путь в профессию», «Моя мечта о будущей профессии»); временное трудоустройство обучающихся в период каникул; вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами: обеспечение участия в конкурсах, выставках и фестивалях; организация просмотров видеофильмов, презентаций о представителях различных профессий; проведение экскурсий учреждения и организации города.
Внедрена программа объединения по интересам социально-педагогического профиля «ProfЛидер.com», главной задачей которого было знакомство обучающихся с миром профессий актуальных для нашего региона.
Совместно со своим педагогом обучающиеся вышеназванного объединения по интересам разработали районную профориентационную игру для обучающихся 8-10 классов «ProfЛидер».
В основу игры была положена типология Е.А. Климова, классифицирующая профессии по предмету труда: «человек-художественный образ», «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек-знаковая система». Для участия в ней были организованы 12 команд. Было разработано и реализовано 6 этапов игры, где 5 этапов были непосредственно посвящены определенному типу профессий, а на 6 этапе был организован Форум, где были подведены итоги всей игры.
5 этапов игры был разработаны на основе метода профессиональных проб. Каждый этап состоял из теоретической и практической части. Каждый сценарий для игр разрабатывался педагогами нашего Центра совместно обучающимся объединения по интересам «ProfЛидер» (приложение 1). Особенность проведения заключалось в том, что каждая команда в каждом этапе игры выступала в разной роли: в роли игроков либо в роли ведущих игры (выбор роли проходил в форме жеребьевки). Таким образом, если одни готовились к игре заранее и знакомились с нужной профессией дома, то вторые получали знания об этой профессии от своих сверстников в процессе игры. И от подготовки команды ведущих, зависел результат команды игроков. По итогу проведения всех этапов обучающиеся познакомились с 15 профессиями, актуальными для нашего региона.
Регулярно пополнялся и обновлялся сайт центра, официальная страничка в социальной сети Инстаграмм.
Разработанный план мероприятий реализации инновационного проекта на практическом этапе в 2019/2020 учебном году выполнен полностью.
4. Результаты инновационной деятельности
Анализируя результативность инновационной деятельности на практическом этапе можно констатировать, что, согласно разработанным критериям, наблюдалась положительная динамика по всем показателям. При соотнесении полученных результатов с ожидаемыми установлено полное соответствие.
В течение 2019/2020 учебного года было проведено 6 этапов профориентационной игры «ProfЛидер». В ходе реализации ее более 100 обучающихся района получили возможность на практике попробовать себя в роли самых востребованных профессиях и специальностях нашего региона. Помимо этого каждый получил всю интересующую информацию по задействованным в ходе игры профессиям и специальностям: где можно получить данную профессию/специальность, а главное, куда потом устроится работать. Данная профоориентационная игра приняла участие в областном этапе областного этапа республиканского конкурса «Воспитательная деятельность: есть идея».
Участники инновационного проекта приняли активное участие в первом Слете журналистов Гомельской области.
В течение учебного года были проведены 4 онлайн-конференции с обучающимися 8-10 классов и педагогами-организаторами района. В ходе конференций проходил обмен опытом работы по данному направлению в разных учреждениях.
Проведен районный конкурс по созданию видеоролика «Такого вы не видели». В ходе исследовательской деятельности обучающимися были представлены видеоматериалы о более чем 10 профессиях уникальных в их населенном пункте. В том числе были представлены материалы об исчезнувших профессиях.
5. Демонстрация и трансляция инновационного опыта
В учебном году изучался опыт работы методиста Ромашевской И.Р. «Внедрение интерактивных форм организации профориентационной деятельности в условия учреждения дополнительного образования» и педагога-организатора Пинчук Ж.Г. «Формирование профессиональной ориентации учащихся 3 ступени обучения через игровую деятельность (на основе метода профориентационных проб)».
Материалы об инновационной деятельности центра ретранслировались в местные СМИ, на сайте и официальной страничке в социальной сети Инстаграмм.
В ГУО «Петриковский районный центр творчества детей и молодежи» собран и систематизирован практический материал для организации работы по профоориентации для педагогов дополнительного образования:
- методическая литература для педагогов;
- разработки сценариев профориентационных игр;
- аудио и видео материалы.
6. Заключение
При выборе будущей профессии выпускники из малых райцентров очень часто не учитывают особенности региона, в котором проживают, слабо или вообще не осведомлены о востребованных профессиях и специальностях в их городах. За частую, родители и дети не имеют представления, где можно получить профессию по интересующим направлениям, а главное, куда потом устроится работать. В большинстве случаев они заранее планируют жить и работать в индустриально и экономически хорошо развитых центрах. Все это в совокупности негативно сказывается на развитии малых регионов нашей страны, которые испытывают острую нехватку в специалистах различных сфер.
Профориентация сегодня – это достаточно сложный процесс. Сегодня подросткам неинтересно отвечать на хорошо известные всем 100 вопросов психолога, с целью выявления их способностей, просто получить стандартный, заранее подготовленный буклет или просмотреть скучный видеоролик о профессии.
Такие формы работы сегодня как, профориентационное тестирование или пассивное изучение рынка труда – это больше теоретическая составляющая профориентационной деятельности любого учреждения. Эти формы профориентационной работы досконально изучены, широко применимы и довольно скучны для современных подростков. Наибольший интерес у них сегодня вызывает проведение динамичных мероприятий: например таких как профессиональные пробы. На подобных мероприятиях они пробует себя в конкретной профессии, чтобы не просто получить информацию, а сформировать субъективное представление о ней.
Промежуточная диагностика показала, что у обучающихся 8-10 классов, принимающих участие в профориентационный игре, повысился уровень интереса к рабочим профессиям/специальностям, особую нехватку которых испытывает наш регион.
Дальнейшая работа по инновационному проекту позволит получить удобный и действенный механизм, обеспечивающий знакомство обучающихся с изменяющимися потребностями рынка труда и требованиями, предъявляемыми работодателями к специалистам той или иной профессии учитывая при этом особенности региона.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о целесообразности продолжения работы по реализации данного инновационного проекта в 2020/2021 учебном году.