Акция "Мы помним!".Конковичский детский сад - средняя школа
МАКАРОВЕЦ ОЛЬГА ИГНАТЬЕВНА
(Из личных воспоминаний)
Макаровец Ольга Игнатьевна родилась в д. 1-ая Слободка Копаткевичского района. В семье было семеро детей.
Когда началась Великая отечественная война, отец и старшая сестра с мужем ушли на фронт. Деревня находилась под немецкой оккупацией.
В 1943 году после нового года немцы семьями вывозили жителей деревни в Германию. Попала и наша семья. Старшие двое детей спрятались в лесу, а маму с четырьмя детьми погрузили в товарные вагоны и повезли в г. Бронштвай, что за Эльбой. Разместили всех в лагере. Всем прибывшим ставили именные номера с буквами. Нам большую букву «Б», полякам - Букву «П». Потом начали продавать как рабочую силу по немецким семьям. Так как мы были еще маленькие, то нашу семью никто не хотел брать. Немец, который продавал нас, заставил немца-хозяина взять нас. Он пригрозил ему, что других не даст. Хозяин привез нас к себе на лошадях. Мы настолько были истощены, что хозяйка дома испугалась. Она быстренько набрала картошки в мундире и дала нам поесть.
Прожили мы в этой семье 1 год и 2 месяца. Мама доила у хозяев 12 коров и кормила 8 свиней. Кормила хозяйка нас очень плохо. И чтобы мы не умерли с голода, маме пришлось воровать у хозяев то немного яиц, то картошку в мундире. Сама питалась молоком из-под коровы, а нам молока не могла вынести. Так она старалась брать хоть картошку, которую варила свиньям. Хозяйка устроила за мамой слежку. Не давала ничего брать. Я сама теперь не понимаю, где мама прятала от немки продукты.
Однажды хозяйка устроила нам проверку. По клубнике разбросала монетки и отправила нас полоть клубнику. Мама нам приказала никогда ничего чужого не брать. Моя сестра Надя собрала все монетки и отдала немке.
Хотя же мы были маленькие, хозяйка заставляла нас мыть посуду, носить ветки для рассжигания котла. Я была кочегаром: стояла и подбрасывала ветки в огонь под котел, пока не сварится картошка для свиней.
Освободили нас американские десантники. Они расспрашивали нас, как к нам относились хозяева. Моя мама молчала, а поляки рассказали об их издевательствах.
Месяц мы были в эвакуационном пункте вместе с поляками, а затем поехали домой.
После войны четверо моих братьев и сестер умерли. Остались мы три сестры.
Одна проживает в Москве, другая – в Калининграде.
Я в 50-х годах вышла замуж в Конковичи. Родила и вырастила троих детей: два сына и дочку. Имею внуков.
Всем желаю добра и здоровья. Чтобы никогда не было войны. Что всем светило солнце ясное и над головами было всегда небо синее.