Акция "Мы помним!".Конковичский детский сад - средняя школа
КОЗЕЛ МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА
(из личных воспоминаний)
Козел Мария Васильевна родилась в 1931 в д. Конковичи Петриковского района.
«В д. Конковичи немцы появились в начале августа1941 года.– начала свой рассказ Мария Васильевна. - Всех жителей деревни выгнали из домов, а в домах поселились немецкие солдаты. Сельчанам пришлось делать себе землянки или поселиться в сараях.
Жить под оккупацией немцев было очень трудно. Всех заставляли работать на них. Надо было стирать одежду им, вести для них хозяйство.
В апреле 1944 года всех жителей деревни эвакуировали в д. Великое Поле Копаткевичского района. Разместили всех под открытым небом за колючей проволокой. Немцы никого не выпускали. Были там около трех месяцев. Когда приближался фронт, то всех отпустили по домам. Бежали с лагеря все как кто мог. Через канавы, болота. Несколько человек утонули в болотах, так как места были непроходные.
Но радость была недолгой. В конце июня в деревне появились немцы. Пригнали более 10 машин. В одной из машин крутили пластинку с песней «Катюша». Выгнали всех людей на улицу, разделили детей с 7 до 14 лет в одну сторону, взрослых – в другую. Затем немецкие солдаты стали хватать детей и бросать в машины. Взрослых девочек 13-14 лет хватали за руки и тоже посадили в машины.
Было прекрасное летнее утро. Но никто этой красоты не замечал. Вся деревня – сплошной плач, крики, стоны от горя, от разлуки с детьми. Женщины бросались на немцев, пытаясь отобрать своих детей. Они прикладами били по чем попало. Потом начали стрелять.
Всех детей завезли в д. Новоселки. Там продержали несколько дней в сарае. Детей, которым было больше 10 лет, погрузили в машины и повезли в Германию, а кому меньше 10 – отправили в г. Бобруйск. Там тоже был лагерь.
Сначала всех завезли в Польшу, разместили в лагере, название которого не помню, а потом перевезли в г. Десау. Со мной из нашей деревни было 8 девчонок. Разместили нас в лагерных бараках. Бараки не отапливались, поэтому грелись, прижавшись друг к другу.
Надзирателями у нас были немки, которые были совсем бесчеловечными. Наказывали за любую провинность: били бизунами и ставили на колени на камни. Кормили очень плохо: давали какую-то баланду с ополониками. Каждое утро во всех брали кровь для немецких солдат. Днем работали на уборке территории, чистили железо. Ходили в рваной одежде, босиком.
Началась зима. Северный ветер пронизывал до костей. Однажды немцы принесли одежду и бросили в барак. Все бросились на неё, стали хватать все подряд, лишь бы было чем укрыться. Но не всем хватило одежды. Дети начали болеть. Очень много детей умерло от голода и холода.
В апреле месяце началось наступление наших войск по всей линии фронта. Всех детей, находившихся в лагере, должны были сжечь. В один из дней, когда началась бомбежка, немецкий врач Шома вывел всех детей в лес. Прятались в лесу где-то около пяти дней. Когда прекращалась бомбёжка, мы выбегали из лесу на поле и копали картошку, которая осталась не вскопанной с осени. Ели сырую, мерзлую, так как есть ничего не было. Немцы отступили. На территории лагеря их не было и поэтому все вернулись в бараки. Послышалась стрельба. Появились какие-то солдаты.
Мы думали, что это вернулись немцы и все подняли руки вверх. Оказывается, это были американские солдаты. Где-то около месяца мы были с американцами.
Так как все были истощённые и худые, то американцы потихоньку нас подкармливали. Давали каждый день масло. Потом начали агитировать всех ехать в Америку. Но каждому хотелось домой.
<v:stroke endarrow="block"> В конце мая нас передали советским солдатам. Всех перевезли в г. Молодечно. Там были около двух месяцев. </v:stroke>
Поправили здоровье, отыскали своих родных и вернулись в деревню».
Так закончила рассказ Мария Васильевна.